О значении довольства и гнева Аллаха
Хадис 1. ‘Амр ибн ‘Убайд спросил на собрании у Имама Бакира (а): «Да буду я твоей жертвой! Что значит гнев в словах Всевышнего Аллаха: „И на кого падёт гнев Мой, тот ведь низвергнется‟ (Коран, 20:81)?» Имам (а) ответил: «О ‘Амр, это — наказание. Тот, кто думает, что Аллах переходит из одного состояния в другое, описывает Его качествами творения. Поистине, Аллаха ничто не расстраивает, и ничто не радует».
Хадис 2. Ахмад ибн Абу ‘Абдалла передал слова Имама Садика (а) по поводу айата: «Когда же прогневали они Нас, отомстили Мы им…» (Коран, 43:55): «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах не гневается так, как мы. Он сотворил для Себя приближённых (аулийа’), которые гневаются и бывают довольными, будучи сотворёнными [Аллахом] и подвластными [Ему]. Он сделал их довольство Своим довольством, а их гнев — Своим гневом, ибо Он сделал их призывающими к Себе и указывающими на Себя. Поэтому они стали таковыми. [Смысл айата] не таков, что гнев охватывает Аллаха так же, как он охватывает творения. [В хадисе кудси] Всевышний сказал: „Всякий, кто оскорбил Моего приближённого (валий), — объявил Мне войну‟. Также Аллах сказал: „Кто повинуется Посланнику, [тот] на самом деле повиновался Аллаху‟ (Коран, 4:80), а также сказал: „Поистине, те, которые присягают тебе, воистину, присягают они лишь Аллаху‟ (Коран, 48:10). Всё это и то, что подобно этому, имеет смысл, о котором я уже сказал тебе. Если бы Создателя охватывали гнев или недовольство, которые Он сотворил, то в отношении Него можно было бы сказать, что Он когда-либо погибнет. Ведь если Его охватывают гнев или недовольство, то это значит, что Он подвержен изменениям, а если Он им подвержен, то Он не защищён от гибели. Если бы это было так, то Создатель не отличался бы от творения. Превыше Аллах этого описания великим вознесением! Он — Творец всех вещей, но не нуждающийся в этом. Если Он сотворил не из нужды, то для Него нет ни предела, ни „как‟ (кейф). Пойми же это, если Аллах того пожелает!»
Хадис 3. Хишам ибн Хакам передал, что некий человек спросил Имама Садика (а) о Всеблагом и Всевышнем Аллахе: «Есть ли у Него довольство и гнев?» Имам (а) сказал: «Да, но не так, как у творений, ибо довольство и гнев, появляясь, переносят творение из одного состояния в другое. Творения состоят из вещей, которые подвержены воздействию, однако наш Создатель не подвержен ему. Он — Единый, Единосущный и Единый по смыслу. Его довольство есть Его награда, Его гнев — Его наказание, без того, чтобы Он был подвержен воздействию, в результате чего это побуждало бы Его на что-то и переносило бы Его из состояния в состояние. Поистине, всё это — качества творений, слабых и нуждающихся. Всевышний и Всеблагой Аллах является Могущественным и Великим: у Него нет нужды в том, что Он сотворил, тогда как Его творение целиком нуждается в Нём. Воистину, Он сотворил все вещи без нужды в них и без причины, [которая побудила бы Его сотворить их], из ничего и без образца».
Ас-Садук, «Ма‘ани ал-ахбар»