Есть ли связь между Кораном и экстремизмом?
Для того, чтобы основательно проанализировать идеологию пуританских религиозных группировок, необходимо оценить глубину и широту классической исламской традиции. Кораническая интерпретация в этом смысле имеет фундаментальное значение. Коран является ключом, помогающим различить ислам, который практикуется большинством его приверженцев, от пуританской догмы, которой придерживаются такие организации как «Ал-Каида», «ИГ» и «Боко Харам».
Последние основываются на усечённых интерпретациях текста Корана и высказываний Пророка Мухаммада, тогда как сунниты, шииты и мусульмане иных течений на протяжении всей истории признали, что существующее разнообразие интерпретаций коранического текста среди учёных является благом. Коран подвергается множеству толкований. Разнообразные подходы к тексту имеют общие основные принципы, но при этом каждый из них добавляет различные нюансы в зависимости от обстоятельств. Эта интерпретационная традиция «несоответствий» позволяет обнаружить многочисленные способы для исследования и применения законов Бога.
Неспособность понять динамизм классической исламской науки привела к формированию общего мнения о том, что мусульмане не способны «реформироваться» до тех пор, пока они рассматривают Коран как слово Божие. Итерации этого утверждения отдавались эхом и в залах Ватикана, и в западной академии наук и в многочисленных СМИ.
Эти банальные и нравоучительные утверждения порождают глубокое непонимание ислама и роли Корана в исламской религии. Они также мешают многим людям понять, насколько далеко от исламской традиции оказались эти критично настроенные пуританские интерпретаторы исламской религии, о которых так часто говорят в СМИ.
С первых времён возникновения ислама и вплоть до сегодняшнего дня мусульманские учёные признавали, что для того, чтобы понять смысл текста Священного Писания, необходим посредник. Так, например, Али ибн Абу Талиб, одна из самых значимых фигур как для суннитов, так и для шиитов, сказал: «Коран – это Писание, это строки между двумя обложками, которые не могут говорить без участия толкователя. Люди говорят от имени Корана».
Мусульманские толкователи всегда были в курсе того факта, что айаты Корана имеют исторический контекст, в соответствии с которым эти айаты должны толковаться. Одним их основных инструментов интерпретации Корана являются так называемые «обстоятельства ниспослания». В данных разделах излагаются конкретные исторические обстоятельства, во время которых были впервые сформулированы те или иные айаты Писания. Эти факты имеют особое значение и используются во многих тафсирах Корана. В одном из исламских преданий говорится, как однажды Али ибн Абу Талиб сказал обратившемуся к нему человеку о том, что если он не знает об историческом контексте и обстоятельствах ниспослания айатов, то ему не следует комментировать Коран.
Обстоятельства ниспослания Божественных откровений помогают толкователям Корана определить, какие айаты имеют широкое применение и какие более ограничены по охвату. Они устанавливают границы применения законов, указанных в айатах Корана, и привязывают их к конкретным историческим событиям, которые имели место быть в прошлом. Возможно, самым известным примером подобного контекстуального ограничения является 5-й айат 9-й суры Корана, известный как «айат меча»:
«Когда же истекут месяцы запретные, то убивайте язычников, где бы ни нашли вы их, и берите их [в плен], и осаждайте их, и садитесь против них, [выжидая] во всякой засаде! Если же покаются они и будут совершать молитву [обрядовую] и давать [милостыню] очистительную, то освободите путь им».
Большинство мусульманских учёных утверждают, что фраза «убивайте язычников, где бы ни нашли вы их» относится к определённым племенам, которые объявили открытую войну мусульманам во время жизни Пророка Мухаммада. Осведомлённость о данном историческом происшествии обеспечивает правильную интерпретацию айата, тем самым предотвращая бессмысленные и необоснованные заявления, которые сегодня ищут те, кто имеет какие-то политические амбиции и апокалиптические видения мира. Кади Абу Бакр ибн ал-Араби[1], один из известных комментаторов Корана, сказал: «Очевидно, что предполагаемое значение данного айата подразумевает убийство тех язычников, которые ведут войну против мусульман». Таким образом, согласно данному айату, призыв к борьбе обусловлен существованием агрессии со стороны врагов. Однако отбрасывание в сторону исторического контекста и традицию толкований Корана приводит к тому, что подобные айаты используются экстремистскими идеологами для того, чтобы подтвердить необходимость существования людей в состоянии вечной войны.
Мусульмане следуют тому, что сказано в Коране как слову Божьему, тем не менее они понимают, что ни одно человеческое толкование Священного текста не может быть полноценной в своей сути, поскольку ограниченный человеческий разум не способен охватить бесконечность Божественного. Понимание этих многочисленных способов интерпретации даёт панорамное видение истории и толкований текста Корана, что может помочь читателям понять, почему все классически обученные мусульманские учёные отвергают утверждения террористов «ИГ» или любой другой экстремистской группировки и почему многие мусульмане отдали свою жизнь для того, чтобы противостоять таким, как они.
До тех пор, пока мусульмане будут рассматриваться как люди, которых необходимо чему-то учить, Запад по-прежнему будет неправильно понимать динамику мусульманского мира и самих мусульман. Однако, если мусульмане станут восприниматься как партнёры в борьбе с теми, кто стремится «натравить» нас друг на друга, мы сможем работать сообща и сможем прийти к примирению, действуя при этом во благо всем, а не интересам и идеологии какой-то группы.
Автор: профессор Джозеф Е. Б. Ламбард
[1] Абу Бакр ибн ал-Араби (1076–1148) – средневековый арабский историк, учёный маликитского мазхаба.