Биология развития плода в Священном Коране
Перевод статьи М. Исмаилзаде, А.Фархади и Х. Шахгасеми «Developmental biology in Holy Quran». Журнал психологии и патопсихологии., Т. 3 (1)., Январь 2012., Ширван, с. 1–7.
Темы, касающиеся биологии развития, такие как размножение и физическое развитие человека в утробе матери, часто упоминаются в Коране, но лишь совсем недавно смысл некоторых из айатов был в полной мере оценен наукой. Длительная задержка в правильном понимании айатов возникла в результате наличия некорректных переводов и комментариев к Корану, а также из-за недостаточной компетентности в научной сфере. В Священном Коране Бог говорит об этапах эмбрионального развития. Современная эмбриология представляет собой довольно недавнюю разработку, берущую свое начало с изобретения микроскопа в XVII веке, однако при этом концепция поэтапного развития человека была выдвинута значительно позднее. Некоторые исследователи и большинство мусульманских и не-мусульманских ученых все еще не знают о том, что Коран и сунна[1] уже дали подробное описание значимых событий в человеческом развитии, начиная от стадии гамет и зачатия и заканчивая всем периодом беременности, родов и даже постнатальным периодом. На самом деле информация, изложенная в Коране и хадисах, скорректировала ранее превалировавшие многочисленные суеверные и неясные представления о человеческом развитии. В данной статье рассматриваются различные стадии формирования человеческого эмбриона наряду с описанием каждого этапа эмбрионального развития, упомянутого в Коране.
Введение
Человечество всегда интересовалось вопросами своего происхождения и особенностями пренатального развития. Из ранних письменных свидетельств известно, что люди знали о том, что рождение ребенка является последствием полового соития, однако на протяжении многих веков идея человеческого пренатального развития основывалась на спекуляции и мистике. Первым человеком, написавшим книгу об эмбриологии, был Аристотель, сделавший это в IV веке до н.э. В этой книге он дал несколько комментариев касаемо сравнительной эмбриологии, где он рассуждал об особенностях развития эмбриона цыпленка.

Поскольку Аристотель собрал воедино преобладавшие в то время теории, связанные с созданием эмбриона, его работа не остановила споры и возникли две группы исследователей. Первые придерживались теории существования преформированного «карликового» эмбриона (т.е. уже находящегося в сформированном состоянии), существующего в мужской сперме, тогда как сторонники второй теории говорили о возникновении такого эмбриона в результате коагуляции менструальной крови женщины. Большинство полагало, что человек был сведен в каплю спермы, и в следствие этого рисовали изображение, в котором эмбрион изображался как полноценное существо, находящееся внутри капли спермы, и которое впоследствии выросло в матке, словно небольшое дерево[2].
Никто из последователей обеих теорий не мог понять идею того, что на самом деле яйцеклетка и сперма мужчины в совокупности участвуют в создании эмбриона, пока это не было объявлено в результате революционного открытия итальянского священника и физиолога Ладзаро Спалланцани[3] в 1775 году. В своих опытах Спалланцани впервые доказал, что для развития эмбриона необходим физический контакт между яйцеклеткой и спермой. Он также провел серию успешных инсеминаций лягушек, рыб и собак.
В 1783 году открытие Спалланцани было подтверждено и расширено бельгийским зоологом Ваном Бенеденом, и это способствовало абсолютному отвержению теории существования заранее сформированного эмбриона[4]. Впоследствии в течение 1888 и 1909 годов немецкий биолог Теодор Бовери, в свою очередь, описал постоянство числа хромосом у разных видов (оно характерно для любого вида) и их индивидуальные генетические характеристики[5]. И затем – уже в 1912 году американский биолог Томас Морган смог определить наследственную функцию генов, имеющихся в определенных частях хромосом[6].
Таким образом, вплоть до XVIII века человечество не могло себе и представить, что зародыш человека создается в результате слияния мужской спермы с женской яйцеклеткой, и лишь в ХХ веке эта идея была подтверждена основательно.
С другой стороны, Священный Коран и высказывания Пророка (с) утвердили в очень точной научной форме факт создания человека из смешанной капли (нутфа амшадж). В Коране говорится:
«Поистине, Мы сотворили человека из капли [семени] смешанной, дабы испытать его, поэтому сделали Мы его слышащим, видящим»[7].
Прежде чем приступить к описанию эмбриональных стадий, описанных в Священном Коране, важно дать определение некоторым словам, которые там используются. Так, например:
- «нутфа» – это капля спермы; зигота.
- «‘алака» – что-то цепляющееся; имеющее структуру, похожую на структуру пиявки; сгусток крови.
- «мудга» – кусок плоти; шаровидные сегментные массы плоти; подобие жевательной резинки с отметками зубов.
В данном исследовании будут обсуждаться особенности эмбриологии, описанные в Коране, и наряду с этим будет проливаться свет на зафиксированные научные факты касаемо каждого этапа развития человека.
Биология развития плода и соответствующие айаты Корана
Согласно Корану существуют четыре различные стадии формирования человеческого эмбриона в утробе матери:
«И ведь уже сотворили Мы человека из эссенции, [извлечённой из всех видов] глины (то, от чего происходит сперма), затем поместили Мы его каплей [семенной] во вместилище прочном, затем сотворили Мы из капли сгусток крови («‘алака» – буквально то, что подвешено), и сотворили из сгустка крови кусок мяса («мудга»), и сотворили из этого куска кости, и облекли кости мясом, затем создали Мы его в творении другом. Благословен же Аллах — Прекраснейший из творцов!»[8]
Из этих айатов Корана ясно следует, что на первом этапе человек был образован из компонентов, содержащихся в глине (араб. «сулалатин мин тин»). Некоторые толкователи Корана считают, что создание человека, в частности – Адама, началось с экстракции (извлечения) глины[9]. Другие полагают, что Аллах здесь подразумевает тело человека, которое состоит из различных химических компонентов, таких как железо, фосфор, углерод и др., встречающиеся также и в составе глины. Вот почему Морис Бюкай – французский врач, писатель и знаток Священных Писаний – переводит арабское слово «сулала» как «квинтэссенция», т.е. вещество, извлеченное из другого вещества[10]. Он особенно подчеркивает тот факт, что «квинтэссенция глины» относится к разнообразным химическим компонентам, которые составляют глину, извлеченную из воды (араб. «ма’»), что в свою очередь является основополагающим элементом зарождения всей жизни. Но что под собой подразумевает слово «ма’»?
Это слово интерпретировалось по-разному, и, чтобы лучше его понять, нам необходимо рассмотреть два дополнительных айата, которые касаются вопроса происхождения жизни из воды. В Коране говорится: «И Аллах сотворил всякое животное из воды»[11], «…и сделали Мы из воды всякую вещь живую»[12]. Таким образом, В Коране однозначно говорится о том, что вода является основным ингредиентом и ключевым компонентом, без которого ни один живой организм не смог бы возникнуть и выжить.
Вторым этапом создания человека, как это говорится в 23-й суре Корана «Ал-Му’минун» (с араб. «Верующие»), является развитие диминутивного вещества «нутфа». В упомянутом ранее айате данной суры не говорится о том, что образование эмбриона происходит в результате слияния женского и мужского, однако во втором айате суре «Ал-Инсан» (с араб. «Человек») Всевышний говорит: «Поистине, Мы сотворили человека из капли [семени] смешанной…», где использует арабское выражение «нутфа амшадж» (с араб. «капля [семени] смешанная»). Комментаторы Священного Корана еще со времен Ибн Аббаса – двоюродного брата Пророка Мухаммада (с) – заявляли, что эти слова подразумевают под собой вещества мужчины и женщины, которые смешаны между собой и которые в дальнейшем подвергаются различным этапам эволюции. Многие современные исследователи интерпретируют слово «нутфа» как зиготу, образованную слиянием спермы и яйцеклетки. Однако Аристотель, в свою очередь, утверждал, что вклад в развитие плода вносит только мужское семя, которое является единственным активным и действующим компонентом оплодотворения, а яйцеклетка женщины же представляет собой пассивного участника процесса оплодотворения, поскольку роль женщины сводится лишь к обеспечению плода менструальной кровью.
Гипотеза древнегреческого философа была очень близка к распространенной библейской идее о том, что мужчины имплантируют свое семя в женщину подобно тому, как фермер сажает семена в почве. Эта мысль предполагает, что семя уже обладает своими существенными характеристиками и нуждается лишь в том, чтобы созреть после оплодотворения. Данная «сырая» идея стала очень известной и широко распространенной в эпоху средневековья до такой степени, что позднее даже некоторые мусульманские философы, ученые и медики переняли это несообразное утверждение[13].
Слово «нутфа» в переводе с арабского означает «маленькое количество воды» или «капля воды», что подходит под определение мужской жидкости, содержащей в себе сперму как один из компонентов. Сперма или сперматозоид воспроизводится из «презренной водяной жидкости» (ма’ин махин) и выглядит как длиннохвостая рыба (это одно из значений слова «сулала»). Всемогущий Аллах говорит:
«Который сделал прекрасной всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины, затем сделал Он [продолжение] потомства его [размножающимся] из эссенции (сулала) жидкости ничтожной »[14].
Другим значением слова «сулала» является «экстракт», что подразумевает значимую или существенную часть чего-либо, то есть имеется в виду, что это слово означает часть чего-то целого, и это указывает на то, что в процессе зарождения жизни участвует лишь часть жидкости мужчины, (которая на самом деле, как говорилось ранее, состоит из нескольких компонентов). Объясняя роль «нутфы» в творении, Всевышний говорит:
«Пусть же посмотрит человек, из чего сотворён он! Сотворён он из воды изливающейся»[15].
Он также говорит:
«Сотворил Он человека из капли [семени]. И вот, он — пререкающийся явно»[16].
В Коране, помимо всего прочего, говорится, что эссенция (сущность) человека – это не семя целиком, а лишь малая часть из него:
«Неужели считает человек, что будет оставлен он бессмысленно? Разве не был он каплей семени, [которая] изливается?»[17].
Как мы видим, в Коране нам сообщается, что человек создается не из всего содержания семенной жидкости, а лишь из небольшой ее части. Нужно уделить особое внимание этому факту, засвидетельствованному лишь недавно современной наукой. В Божественном Писании также утверждается, что характеристики человека определяются на стадии «нутфа». Так, например, Аллах говорит: «…человек! Как неблагодарен он! Из какой вещи сотворил Он его? Из капли [семени] сотворил его и соразмерил его…»[18].
Ранее упоминалось, что во втором айате суры «Ал-Инсан» (с араб. «Человек») говорится: «Поистине, Мы сотворили человека из капли [семени] (нутфа) смешанной (амшадж), дабы испытать его, поэтому сделали Мы его слышащим, видящим»[19]. В данном айате выражение «нутфа амшадж» олицетворяет и раскрывает чудо Корана. Как говорилось ранее, слово «нутфа» в арабском языке обозначает маленькую каплю воды, однако в айате далее идет определение «амшадж», что говорит о смешанной и комбинированной структуре этой капли. Данное утверждение соответствует научному факту, поскольку зигота имеет форму капли и одновременно представляет собой жидкую смесь мужских хромосом и женских хромосом яйцеклетки.
Мог ли кто-нибудь до ниспослания Корана подумать о том, что выделение «нутфы» ответственно за определение пола эмбриона? Приходило ли это кому-нибудь в голову? В Коране говорится: «…и что Он сотворил пару — мужского [пола] и женского — из капли [семени], когда изливается она»[20]. Этот айат подтверждает, что в результате эякуляции капли спермы определяется будущий пол ребенка. Кто сказал Пророку Мухаммаду (с), что сперма со своими Y или Х хромосомами отвечает за определение пола ребенка, если это открытие было обнаружено лишь после изобретения микроскопов в прошлом столетии, когда стало возможным узнать, что пол эмбриона определяется все же спермой, а не яйцеклеткой? До начала ХХ века человечество еще и не подозревало о том, что сперма определяет пол эмбриона, тогда как Коран, который был ниспослан 14 веков назад, уже заявил об этом совершенно ясным образом!
Есть еще одна очень интересная и значимая деталь. Мы знаем, что сперма накапливается в яичках и, как это доказано эмбриологией, образуется из клеток, находящихся под почками на спине, а затем она спускается к нижней части живота. Об этом факте говорится и в Коране:
«И [помяни], как взял Господь твой из сынов Адама, из спин их, потомство их…»[21].
В данном айате имеется явное указание на то, что зарождение потомства происходит в области спины, где образуются эмбриональные яички. Женская матка называется вместилищем (макин) семени, которое обеспечивает эмбриону безопасное пространство для роста и защиты. Коран заявил об этом 14 веков назад:
«…и установили Мы её во вместилище прочном (макин) до срока, известного [лишь Аллаху]? И распределили Мы, и прекрасны [Мы как] распределяющие!»[22]
Далее «нутфа» преобразуется в «‘алака». После проникновения в матку сперма образует шарообразную структуру, которая хранится в течение шести дней до того, как она прикрепится к матке. Важно заметить, что слово «‘алака» в Коране имеет как минимум два значения: во-первых, это то, что цепляется или присоединяется к чему-то, что связано с бластоцистами, прикрепляющимися к компактному слою эндометрия; во-вторых, слово «‘алака» также означает «пиявка» или «кровосос». Человеческий эмбрион цепляется за эндометрий матки таким же образом, как пиявка цепляется за кожу. Подобно пиявке, извлекающей кровь у человека, эмбрион извлекает кровь (питание) из оплодотворенной яйцеклетки[23].
Стадия «‘алака» начинается на 15-й день беременности и заканчивается на 23-й или 24-й день, после чего эмбрион постепенно развивается и становится похожим на пиявку, которая обитает в прудах. «‘Алака» «висит» в матке с помощью пуповины. Далее кровь формируется в сосудах в виде закрытых островов и выглядит, как коагулировавшаяся кровь, и потому – не циркулирует в кровеносных сосудах. Несмотря на то, что в природе человеческого тела заложена функция отторжения любой внешней и инородной материи, матка не отторгает «‘алаку» при том, что половина ее компонентов и генов происходят от внешнего источника – отца ребенка. Это явление объясняется тем, что область синцитиальных клеток в «‘алаке» не имеет антигенов.
Примечательно то, что первичная полоска (продольное срединное утолщение наружного слоя – эпибласта – зародышевого диска – прим. пер.) впервые возникает на 14-й или 15-й день, когда на ее переднем конце образуется скопление клеток – гензеновский узелок. Из этой первичной полоски формируются стволовые клетки, а также источники основных тканей мезодермы, эктодермы и энтодермы, которые образуют различные органы и ткани тела. В конце третьей недели первичная полоска сжимается, а остаток сохраняется в области сакрококкиоза в конце позвоночника, не утеряв при этом оставшиеся стволовые клетки. Это объясняет то, почему некоторые опухоли в копчиковой области, которые называются «тератома», могут содержать различные ткани: мышцы, кожа, хрящ, кости и зубы, в отличие от опухолей, которые существуют в других местах и наносят урон одной определенной ткани.
Процесс трансформации «нутфа» в «‘алака» занимает более 10 дней до тех пор, пока зигота не прикрепляется к первичной плаценте за счет соединительного стебля, который позже преобразуется в пуповину. В 14-м айате суры «Ал-Му’минун» (с араб. «Верующие») использовано именно арабское наречие «сумма», что переводится как «затем» и обозначает последовательность событий с определенной временной задержкой, а не частица «фа», которая также переводится как «затем», но которая указывает на быструю череду событий без какого-либо временного интервала. В Коране говорится:
«…затем сотворили Мы из капли сгусток крови…»[24].
Далее, на следующей стадии, «‘алака» преобразуется в кусок – «мудга». Если взглянуть на четырехнедельный человеческий эмбрион, то можно заметить, что он похож на «изжеванный» кусок плоти. Этот внешний вид связан с сомитами, которые напоминают следы зубов. Сомиты – это основания, из которых развивается дальнейшая бОльшая часть скелета и мускулатуры.
Зародыш переходит из стадии «‘алака» в стадию «мудга» с 24-го по 26-й день беременности матери, что демонстрирует довольно краткий период преобразования по сравнению с периодом перехода «нутфа» в стадию «‘алака». Данный этап начинается с появления сомитов сначала на лопатке эмбриона на 24-й или 25-й день, а затем постепенно на ягодице.
На 28-й день эмбрион внешне состоит из нескольких выпуклостей с углублениями между ними, что и дает эмбриону вид изжеванной жевательной резинки. На данном этапе, завершающемся к концу 6-й недели, зародыш поворачивается и скатывается в полость матки. Любопытно заметить, что этап «мудга» начинается с роста и увеличения клеток в большом количестве. «Мудга» выглядит как кусок мяса, у которого пока нет отличительной структуры. Позднее, уже через несколько дней, начинается следующая стадия формирования эмбриона – «тахалук», во время которой появляются некоторые органы, такие как глаза, язык и губы, однако отличительные внешние черты, характерные человеку, появляются лишь к концу 8-й недели, когда начинают формироваться конечности: руки и ноги. Сердце начинает биться на пятой неделе, и эмбрион развивается в амниотическом мешке и плаценте, которая углубляется в стенку матки для того, чтобы получить доступ к кислороду и питательным веществам из кровотока матери[25].
Слово «мудга» по-арабски означает какой-либо пережеванный материал, что дает точное описание эмбриональной стадии, поскольку эмбрион на данном этапе, действительно, выглядит как какой-то изжеванный предмет, который постоянно подвержен изменениям с появлением сомитов. Зародыш поворачивается и катится в полость матки как кусочек изжеванного материала во рту. Факт перехода эмбриона из этапа «мудга» в стадию «‘алака» и отражен в упомянутом айате Корана: «…затем сотворили Мы из капли сгусток крови…»[26].
Одна из характеристик любого пережеванного материала заключается в том, что этот материал удлиняется и меняет форму при его жевании, именно это и происходит с эмбрионом на данном этапе. Как мы упоминали ранее, «мудга» имеет один внешний вид до образования и формирования органов и другой – после. В Коране говорится:
«О люди! Если пребываете вы в сомнении относительно воскрешения, то ведь сотворили Мы вас из праха, затем из капли [семени], затем из сгустка крови, затем из куска мяса, сформировавшегося или бесформенного, дабы разъяснить вам [могущество Наше]. И помещаем Мы в лонах [матерей] что пожелаем до срока назначенного»[27].
Таким образом, из айата следует, что существует два типа «мудга»: сформировавшийся и несформировавшийся (т.е. бесформенный). К первому типу относится эмбрион, который начинает обретать различные органы со своими специфическими функциями, тогда как бесформенная «мудга» – это плацента, которая начинает развиваться на 5-й неделе (примерно 35-й день беременности) стадии «мудга»[28], которая завершается на 6-й неделе (т.е. 40-й день беременности).
Далее в Коране говорится, что «мудга» покрывается костями и плотью. Последний этап – вселение души в плод, после которой он становится «человеком» в полном понимании этого слова. Многие мусульманские ученые, полагаясь на пророческие учения, уточняют, что первые 120 дней включают в себя три 40-дневных этапа: «нутфа» (капля спермы), «‘алака» (сгусток крови) и «мудга» (маленький кусок плоти). Следовательно – наделение эмбриона душой происходит после 120-го дня беременности, когда ангелу поручается ниспослать человеческому эмбриону его душу. Эта идея заимствована из хадиса, который гласит: «Каждый из вас находится в утробе матери в течение сорока дней в виде капли спермы, которая далее преобразовывается в сгусток крови на равный период времени, которая затем превращается в кусок плоти на тот же период времени. Затем посылается ангел, который вдыхает в него душу»[29].
Переход «мудга» к этапу созревания скелетной формы происходит в очень короткий промежуток времени в конце 6-й недели и в начале 7-й. Данный этап характеризуется появлением скелета, который дает эмбриону человеческий образ.
Арабское слово «‘изам» (пер. «кости»), использованный в Коране, точно отображает элемент нового этапа в жизни эмбриона, который заключается в изменении его внешнего вида и в основополагающих изменениях в его внутренней структуре, связанных с формированием новых отношений между органами тела. Данная стадия довольно четко отличается от предыдущей стадии «мудга». Всевышний говорит в Коране:
«…затем сотворили Мы из капли сгусток крови, и сотворили из сгустка крови кусок мяса, и сотворили из этого куска кости, и облекли кости мясом, затем создали Мы его в творении другом[30]. Благословен же Аллах — Прекраснейший из творцов!»[31]
Формирование костей представляет собой довольно заметный процесс, поскольку эмбрион трансформируется из образа «мудга», который абсолютно не имеет каких-либо выраженных человеческих характеристик, в создание, которое начинает внешне напоминать человека. И необходимо еще раз подчеркнуть, что этот процесс происходит за очень короткий период времени, составляющий не более нескольких дней в конце 6-й недели, и именно поэтому в Коране использован не союз «сумма» (с араб. «затем»), а арабская частица «фа», указывающая на быструю последовательность событий.
Появление костей, проявляющееся после наделения эмбриона мясом (араб. «лахм») и мышечными тканями, дает эмбриону образ человека. Появляются два глаза и две губы, голова выделяется из туловища и конечностей. В одном из преданий Пророк Мухаммад (с) по этому поводу сказал: «Спустя 42 дня после оплодотворения Аллах посылает ангела, который наделяет плод человеческими чертами: ушами, глазами, кожей, мышцами и костями. Затем он спрашивает: “Господи, это мальчик или девочка?”, и Бог решает, что пожелает, а ангел записывает это».
Через 42 ночи (6 недель) эмбрион начинает обретать человеческий образ с появлением хрящевого скелета, затем на 10-й неделе он обретает гениталии. На 7-й неделе (между 40 и 45 днями), представляющей собой некую демаркационную границу между стадией «мудга» и следующей стадией, человеческий образ эмбриона становится еще более отчетливым.
Итак, после миогенеза – этапа покрытия эмбриона плотью, сопровождающейся появлением мышц, плотно окружающих кости – эмбрион может начать двигаться. Данная стадия, начинающаяся в конце 7-й недели и заканчивающаяся в конце 8-й, считается завершением этапа «тахалук» (создания). Эмбриологи, в свою очередь, называли конец 8-й недели окончанием стадии эмбриологии и началом стадии развития плода, который в Коране именуется как «наш’а».
Еще до недавнего времени эмбриологи считали, что кости и мышцы эмбриона развиваются в одно и то же время, и потому некоторые люди утверждали, что айаты Корана противоречат науке. Тем не менее, передовые исследования, проведенные благодаря новейшим технологическим разработкам, продемонстрировали, что на самом деле Коран не противоречит действительности. Научные наблюдения с помощью микроскопа выявили, что развитие плода внутри матки женщины происходит именно так, как это описано в айатах Священного Писания: сначала оссифицирует хрящевая ткань зародыша, и уже только впоследствии мышечные клетки, отобранные из ткани вокруг костей, объединяются и заворачивается вокруг костей.
К концу 8-й недели начинается новый этап, когда происходят важные изменения, сопровождающиеся ускорением развития плода по сравнению с предыдущей стадией. В промежуток времени между 9-й и 12-й неделей эмбрион превращается в другое существо, поскольку начинается процесс изменения размеров головы, тела и конечностей. На 10-й неделе появляются внешние показатели половых органов, а на 12-й – скелет развивает структуру от мягких хрящевых до твердых костей. На этой же неделе выделяются пальцы. Пол эмбриона становится возможным определить только после полноценного и явного образования гениталий.
Заметно увеличивается и вес эмбриона, развиваются контролируемые и неконтролируемые мышечные сокращения, плод начинает двигаться. На 6-й неделе (112-й день) ребенок уже может хватать руками, ударять или даже переворачиваться.
На данном этапе органы плода уже хорошо подготовлены к функционированию. Ребенок готов к жизни за пределами матки, начиная с 22-й недели по 26-ую (т.е. после завершения 6-го месяца), когда дыхательная система готова к работе, а нервная – способна регулировать температуру тела ребенка.
В начале 9-й недели и в течение последующих 3-х недель, то есть после появления плоти и мышц, прекращается образование каких-либо органов и внутренних систем, в это время матка лишь обеспечивает плод пищей и подходящей средой для развития вплоть до родов. Именно поэтому в Коране снова используется наречие «затем», которое предполагает наличие времени, которое разделяет стадию миогенеза от стадии превращения эмбриона в иное существо. Аллах говорит:
«…и сотворили из этого куска кости, и облекли кости мясом, затем создали Мы его в творении другом. Благословен же Аллах — Прекраснейший из творцов!»[32]
После развития хрящевого скелета, покрытия мышцами, появления головы и конечностей эмбрион превращается в человеческое существо, которое внешне явно отличается от других существ. На данном этапе происходят важные процессы, которые описаны в Священном Коране. Можно вкратце описать их следующим образом:
- Стадия «наш’а» (с араб. «развитие»), который по сравнению с предыдущими этапами характеризуется заметным ускорением темпа роста на 9-й неделе;
- Стадия «халк ахар» (с араб. «другое творение»), описание которой указывает на то, что эмбрион обретает иной внешний вид, не похожий на предыдущий, и характеризующийся появлением у плода внешних органов, гениталий и пальцев. Всевышний говорит:
«Он — Тот, Кто придаёт [такую] форму вам в утробах [матерей ваших], какую пожелает. Нет божества, [заслуживающего поклонения], кроме Него, Непоколебимого, Мудрого»[33].
Существует еще одно очень любопытное и тонкое замечание. Аллах в Священном Коране говорит:
«Творит Он вас в утробах матерей ваших, [производя одно] творение после [другого] творения в трех мраках».
Данный айат указывает на дальнейшее развитие эмбриона и на переход из одной стадии в другую. Но о каких «трех мраках» идет речь в Коране? В результате исследований эмбриологи выявили, что в процессе развития плод окружен тремя мембранами (оболочками):
- амнионной мембраной, состоящей из жидкости, в которой содержится плод словно в состоянии плавания, тем самым защищая его от какого-либо неблагоприятного механического воздействия и травм, а также обеспечивая более плавное перемещение плода во время родов;
- хорионной мембраной;
- децидуальной мембраной;
Однако есть и такие ученые, которые выдвинули другую интерпретацию кораническому выражению «три мрака». По их мнению речь идет об амниотической мембране, окружающей матку, стенку матки и стенку живота.
Как уже упоминалось ранее, плод приходит к состоянию полной готовности к жизни за пределами матки в конце 6-го месяца. В одном из айатов Корана отмечается, что этап зачатия и непосредственного ухода за ребенком (инкубация) занимает 30 месяцев: «И вынашивание его (ребенка) и отлучение его [от молока] — тридцать месяцев»[34]. При этом в другом айате указывается, что период непосредственного ухода за младенцем составляет 24 месяца: «Носит его мать со слабостью поверх слабости, и отлучение его [от груди полагается] в два года»[35].
Благодаря простым арифметическим вычислениям мы можем сделать вывод о том, что согласно информации, данной в Коране, наименьший период вынашивания составляет 6 месяцев, и до 22-й недели беременности, на которой начинается очередная стадия, ребенок в большинстве случаев еще не способен выжить вне матки.

Довольно важно подчеркнуть тот факт, что первым органом чувств, который начинает функционировать у человеческого эмбриона являются уши. Плод начинает различать звуки после 24-й недели. Далее развивается зрение, и к 28-й неделе сетчатка обретает чувствительность к свету. В этой связи рассмотрим три следующих айата Корана:
«…затем завершил его [создание] и вдохнул в него из духа Своего и наделил вас слухом, и зрением, и сердцем. Как мало благодарите вы![36]»;
«Поистине, Мы сотворили человека из капли [семени] смешанной, дабы испытать его, поэтому сделали Мы его слышащим, видящим»[37];
«И Он — Тот, Который устроил для вас слух, и взоры, и сердца (разум). Как мало благодарите вы [Его]!»[38];
Во всех трех перечисленных айатах слух при перечислении упоминается первым. Таким образом, выходит, что информация в Коране и в данном аспекте соответствует открытиям современной эмбриологии, согласно которой орган слуха в плоде развивается раньше зрения.
Этапы развития плода, описанные в Коране и сунне Пророка (с) не противоречат и научным данным великого римского медика и ученого – Клавдия Галена. Так, например, в своем трактате «О семени» Гален описал четыре периода развития эмбриона: 1) как семени; 2) как кровавую материю (еще не имеющую плоть); 3) как плоть, обретающую крепость (появление сердца, печени и мозга; формирование конечностей); и, наконец, 4) период, когда все органы достигают своего полного совершенства и когда ускоряется развитие плода[39].
Выводы
Процесс сотворения человека, описанный в Коране, не единственное чудо в сфере медицины, о котором говорится в этом Священном Писании. В результате подробного исследования айатов Корана на эту тему, а также научного анализа стадий развития эмбриона, становится очевидным тот факт, насколько Коран дает точное описание этапам биологического развития и формирования эмбриона до родов. Информация, данная в Коране, с точностью совпадает с открытиями, сделанными в сфере современной эмбриологии. Отличие лишь в том, что описания, данные в Коране, доступны для понимания людей разного происхождения, тогда как информация, изложенная в эмбриологии порой труднодоступна для некоторых категорий людей. Все это доказывает чудотворную природу Корана, о которой говорил и которую признал выдающийся канадский профессор-эмбриолог Кит Мур и другие ученые, не исповедующие ислам.
В эпоху ниспослания Корана Всевышний так обращался к людям:
«Что с вами, что не чтите вы Аллаха величие? И ведь сотворил Он вас этапами»[40].
Люди раньше предполагали, что человек создан из менструальной крови, далее, в XVII веке, они считали, что человеческий эмбрион был полностью сформирован в сперме мужчины и впоследствии развивался попав в матку женщины. Это мнение было широко распространено вплоть до создания микроскопов в XVIII веке, с помощью которых было научно доказано, что необходимым условием возникновения эмбриона является слияние спермы с яйцеклеткой. Данный факт был обнаружен через много столетий после ниспослания Корана, где Аллах, Величайший Творец, сказал: «[Вся] хвала [принадлежит] Аллаху! Вскоре покажет Он вам знамения Свои, и узнаете вы их…»[41], «Вскоре покажем Мы им знамения Наши по [всему] свету и в них самих, пока не прояснится для них, что он [есть] истина»[42].
[1] Сунна – слова, дела и одобрения Пророка Мухаммада (с), собранные в достоверные предания различными передатчиками.
[2] Moore and Persaud, 1998.
[3] Spallanzani, 1786.
[4] Hamoir, 1986.
[5] Baltzer, 1964.
[6] Morgan and Hunt, 1925.
[7] Коран, 76:2.
[8] Коран, 23:12-14.
[9] Al-Qurtubi in Mohsen et al., 2011; al-Tabari, 1954; al-Baghdadi, 1988.
[10] Bucaille, 1989.
[11] Коран, 24:45.
[12] Коран, 21:30.
[13] Musallam, 1977.
[14] Коран, 32:7-8.
[15] Коран, 86:5-6.
[16] Коран, 16:4.
[17] Коран, 75:36-37.
[18] Коран, 80:17-19.
[19] Коран,76:2.
[20] Коран, 53:45-46.
[21] Коран, 7:172.
[22] Коран, 77:21-23.
[23] Syed, 1989; Albar, 1986.
[24] Коран, 23:14.
[25] Abdul-Majeed et al., 1994.
[26] Коран, 23:14.
[27] Коран, 22:5.
[28] Keith, 1986.
[29] Ibn al-Qayyim, 1994; al- Baghdadi, 1988.
[30] Имам Бакир (а) сказал: «Выражение «халкан ахар» (‘в творении другом’) означает „вдохнуть душу в тело“» (Ал-Хувайзи. Нур ас-сакалайн).
[31] Коран, 23:14.
[32] Коран, 23:14.
[33] Коран, 3:6.
[34] Коран, 46:15.
[35] Коран, 31:14.
[36] Коран, 32:9.
[37] Коран, 76:2.
[38] Коран, 23:78.
[39] Musallam, 1983.
[40] Коран, 71:13-14.
[41] Коран, 27:93.
[42] Коран, 41:53.
Список использованной литературы:
- Abdul-Majeed AZ, El Marshall J, Mustafa AA, Gerald CG, Joe LS, Keith M, Persaud TVN (1994). Human Development as Described in the Qur’an and Sunnah: Correlation with Modern Embryology. Islamic Acad. Sci. Res., pp. 247. ISBN-13: 978-0962723643
- Al-Baghdadi (1988). Al-Tibb min al-Kitab wa al-Sunnah, ed. ‘Abd al- Mu‘ti Amin Qal‘aji. Beirut:Dar al-Ma‘rifah, pp. 247.
- Albar MA (1986). `Alak,”. Islamic World Med. J., 2: 54-56.
- Al-Tabari (1954). Jami’ al-Bayan ‘an Ta’wil al-Qur’an. Cairo, 6p.
- Baltzer F (1964).
- Theodor Boveri. Science, 144: 809-815 Musallam BF (1977). Galen’s Criticism of Aristotle’s Conception Theory.
- Hist. Biol., 10: 65-85 Musallam BF (1983). Sex and Society in Islam. Cambridge: Cambridge
- University Press, pp. 46-59 Musallam FM (1977). Galen’s Criticism of Aristotle’s Conception
- J. Hist. Biol., 10: 65-85 Musallam FM (1983). Sex and Society in Islam. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 46-59.
- Hamoir G (1986). Edouard Van Beneden, biologist and stoic. Rev. Med. Liege, 41(20): 779-85.
- Ibn al-Qayyim (1994). al-Tibyan fi Aqsam al-Qur’an, ed. Fu’ad Ahmad Zamrli. Beirut: Dar al-Kitab al-‘Arabi, pp. 288-289.
- Syed IB (1989). Islamization of Attitude and Practice in Embryology. Islamization of Attitudes and Practices in Science and Technology. ed. M.A.K. Lodhi. Herndon: IIIT, pp. 125.
- Mohsen M, Esmaeilzadeh M, Hamid S . Holy Quran, New Sciences and Development of Human Embryo . WebmedCentral EMBRYOLOGY 2011;2(9):W MC002260.
- Moore K (1986). A Scientist’s Interpretation of References to Embryology in the Quran. J. Islamic Med. Assoc., 18: 15-16
- Moore K, Persaud T (2008).The Developing Human: Clinically Oriented Embryology. Saunders; 8th edition, pp. 536. ISBN: 978-1-4160-3706- 4.
- Morgan TH (1925). Evolution and genetics. Princeton, Princeton University Press, 15p. ISBN-13: 978-1443767019.